СЦЕНАРИЙ ТУРНИРА  ЗНАТОКОВ

«ГЕРОИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ НАШЕЙ ИСТОРИИ»

(ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9- 11 КЛАССОВ)

Звучит стихотворение «День Победы».

                                      День с утра такой чудесный,

                                      Весь тюльпанами расцвёл.

                                      Слышу я звучанье песен-

                                      Праздник в город мой пришёл!

                                      Знают праздник этот всюду,

                                      Отмечают по стране.

                                      Днём святым его все люди

                                      Называют на Земле.

                                      Он принёс с собой Победу,

                                      Опалённую огнём.

                                      В Волгоград звоню я деду,

                                      Поздравляю с светлым днём!

                                      В этот ясный день весенний

                                      Я несу живой букет

                                      К месту той земли священной,

                                      Где лежит другой мой дед.

                                      Залпы слышатся салюта-

                                      Праздник в город мой пришёл!

                                      День Победы, ты повсюду

                                      Датой красною вошёл!

ВЕДУЩИЙ. Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. Война живёт в душе переживших её такими воспоминаниями, что они никогда не смогут забыть её.

                                       Всё помнится, ничто не позабыто,

                                       Всё помнится, никто не позабыт

                                       И днём и ночью в чаще из гранита

                                       Святое пламя трепетно горит,

                                       Неугасима память поколения

                                       И память тех, кого так свято чтим,

                                       Давайте люди, встанем на мгновение

                                       И в скорби постоим и помолчим.

                       (Минута молчания. Слышны звуки метронома.)

ВЕДУЩИЙ. Для вас, ребята, та война- 65-летняя история. В ходе сегодняшнего турнира знатоков мы вспомним или узнаем героические страницы этой истории. Проходит наш турнир 1 апреля, накануне десятилетия со Дня единения народов Беларуси и России.

                       Разделить историю Великой Отечественной войны на историю белорусского и русского народов невозможно. Она не отделима. Именно взаимодействие и сотрудничество сыграли решающую роль в победе над чудовищной машиной вермахта.

                        В конкурсе принимают участие команда кружка «Умелые руки» в составе: Аслюк Татьяны, Нашук Татьяна, Шаблинская Елена и команда кружка «Рисунок и живопись» в составе: Саковского Андрея, Леончика Андрея и Никулиной Екатерины.

                    А сейчас я хочу представить вам наше жюри: Фесько С.В.- директор Дома творчества, председатель жюри, Вежновец Н.В. – руководитель кружка вязания, Таргонская И. А.- руководитель театрального кружка.
1 ТУР (Разминочный)

      Он пройдёт в два этапа. Итак этап первый: вы получите карточки со следующим заданием :

 

А) Сталинградская битва;

Б) разгром немецких войск под Москвой;

В) битва за Днепр;

Г) Крымская конференция;

Д) разгром японских войск в Манчжурии;

Е) битва на Курской Дуге;

Ж) нападение Германии на  СССР;

З) битва за Смоленск.

      В конкурсе могут принимать участие и зрители. В случае победы вы сможете своё победное очко отдать команде, за которую собираетесь болеть.

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:

 

Второй этап пройдёт в форме теста. Я буду задавать вопрос и называть несколько вариантов ответов. Вы должны сказать, какой из них будет правильным. Итак, начали.

 

А) в июне 1941 года;

б) в сентябре 1939 года;

в) в марте 1940 года;

 

а) советских танкистов;

б) советских лётчиков-истребителей;

В) советских морских пехотинцев.

     3.  Пять советских армий в 1941 году оказались в окружении в районе…

          А) Вязьмы;

          б) Новгорода;

          в) Бреста;

4.Гитлеровский план наступления на Москву назывался…

А) «Тайфун»;

б) «Ост»;

в) «Барбаросса»;

      5. Обороной Москвы в 1941 году руководил…

          а) И.В. Сталин;

          Б) Г. К. Жуков;

          в) А.М. Василевский.

     6. В августе 1941 года в должности Верховного Главнокомандующего был утверждён…

А) И.В. Сталин;

б) Г.К. Жуков;

в) К.Е. Ворошилов;

2 ТУР (ШИФРОВКА)

 

      Команда получает карточку с четырьмя зашифрованными словами.  За каждое правильно расшифрованное слово вы получаете 1 балл. На выполнение задания вам отводится две минуты.

      ВГК-  Верховный Главнокомандующий;

       ПТО- противотанковая оборона;                                                                     

       САУ- самоходная артиллерийская установка;

      БМ-   боевая машина;

      ГКО- Государственный комитет обороны;

      ПВО- противовоздушная оборона;

      ПТР- противотанковое ружьё;

      РС -  реактивный снаряд.

      А мы со зрителями отдохнём вместе с участниками  областного фестиваля –конкурса хореаграфических коллективов «Весенние ритмы». А приехали они к нам с востока. Встречаем танцевальный коллектив Дома детского творчества «Родничок».

      А сейчас давайте послушаем наше жюри. Итоги первых двух туров.

3 ТУР (БОИ И СРАЖЕНИЯ)

 

      Пройдёт в два этапа.

                        1 этап – условия таковы: я называю даты начала и конца какого-то

                        сражения, а вы должны назвать какое это сражение. Каждый правильный ответ оценивается  одним баллом.

 

Вопрос: о какой обороне идёт речь?

Ответ: оборона Брестской крепости.

 

Вопрос: О какой обороне идёт речь?

Ответ:    Битва за Москву.

  А сейчас перейдём ко второму туру

В годы Великой Отечественной войны появилось много пословиц и поговорок, в которых упоминаются места сражений, где гитлеровцам пришлось испытать силу советского оружия.

   Итак на 2 этапе вам надо будет поставить в пословицах вместо точек советские города и сёла, а также реки и отдельные территории. Пословицы будут записаны на карточках. Время для выполнения задания – 2 минуты.

     Задание для первой команды:

 

Задание для второй команды:

 

           Пока наши участники будут работать, мы поговорим на эту тему со зрителями. Я буду зачитывать пословицу, а вы дополните последнее слово.

 

4 ТУР (НАЗОВИТЕ ИМЕНА ГЕРОЕВ)

     Вам будут приведены сведения о герое Великой Отечественной войны, которого вы должны определить. Если вы его сразу не узнаете, я делаю

                        подсказки. Принцип оценивания следующий: чем меньше потребовалось подсказок, тем выше будут баллы. Высший балл, который получает команда за ответ без единой подсказки- 5 баллов.

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПЕРВОЙ КОМАНДЫ.

                             Отечественный исследователь отмечал, что этот человек «не был утончённым интеллигентом с изысканными манерами – он был русским солдатом с маршальскими погонами на плечах, но превзошёл всех немецких фельдмаршалов- аристократов с богатой рыцарской родословной;

                       -участвовал в  боях первой мировой войны, был тяжело контужен, в декабре 1917 года демобилизовался, а в августе 1918 года вступил добровольцем в Красную Армию;

 

          Речь идёт о Г. К. Жукове.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВТОРОЙ КОМАНДЫ.

          «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и

     мысль». Эти чеховские слова внесла в свою записную книжку героиня ВОВ,

     комсомолка-партизанка;

-казнили её 29 ноября 1941 года. Это счастье- умереть за свой народ!»- бросила она на допросе в лицо палачам;

-ещё пионеркой она прочла о подвиге героини войны Татьяны Соломахиной. Попав в руки фашистов, юная партизанка назвалась её именем.

     Речь идёт о Зое Космодемьянской.

     А сейчас слово жюри.

5 ТУР (ИСТОРИЯ В ДАТАХ)

     Этот тур предусматривает знание дат.

     Каждая команда получает карточку, на которой приведены события и даты. В течение минуты вы должны соотнести правильно события и даты.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПЕРВОЙ КОМАНДЫ.

1. Начало второй мировой войны.                          А)23 августа 1939 г.

2. Московская битва.                                                Б)1 сентября  1939 г.

3. Подписание советско-германского Договора    В)30 сентября- 5-6 декабря

                                                                                       1941 года.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПЕРВОЙ КОМАНДЫ.

1. Начало Великой Отечественной войны.             А) 25 августа- 19 ноября

                                                                                         1942 г.

2. Оборона Сталинграда.                                           Б) 22 июня 1941 г.

3. Подписание Акта о капитуляции Германии.       В) 8 мая 1945 г.

6 ТУР (ВЫЧЕРКНИТЕ ЛИШНЕЕ)

    Приводятся названия. Сначала следует выявить то общее, что связывает их, а затем определить и вычеркнуть только одно название, которое является лишним и объяснить свой ответ. В этом туре вы выполняете два задания. Вам будут представлены таблички с названиями. Команды выполняют одинаковое задание. Вы показываете букву, вариант которой нужно исключить. За это вы получаете один балл. После того как вы докажете свой ответ, вы получите ещё один балл.

     Итак, задание первое: а) Центральный фронт;

                                           б) Воронежский фронт;

                                           в) Донской фронт;

                                           г) Степной фронт.

Ответ: в) Донской фронт (его войска участвовали в Сталинградской битве, а не в сражении на Курской дуге.)

     Задание второе: а) Т-34;         б) КВ

                                 в) Т-VI;         г) ИС

Ответ: в) Т- VI (немецкий танк, остальные советские)

7 ТУР (ИСКУССТВО)

     Участники слушают отрывки из поэтических и прозаических текстов и записывают названия произведений, имена их создателей.

      Каждый правильный ответ оценивается одним баллом.

 

Впервые эта песня исполнялась на площади Белорусского вокзала, откуда постоянно уходили составы на фронт. Эта песня шла с солдатами по фронтовым дорогам, её пели в партизанских землянках. Она прошла от стен Москвы через Польшу, Румынию, Болгарию, Венгрию, Чехословакию, Германию до стен рейхстага. Песню знали. Жива она и сейчас. О какой песне идёт речь?

( Песня «Священная война»)

 

Она стала необычайно популярной на фронте и в тылу. Авторы песни А. Сурков и К. Листов не мечтали о такой популярности. В годы войны песню исполняли Л. Утёсов, Л. Русланова- знаменитые певцы тех лет. И сейчас эта песня остаётся одной из самых дорогих и любимых.

(Песня «В землянке»)

А сейчас послушаем отрывки из стихотворений:

 

Мечтой и стихами,

Жизнью просторной,

Каждой секундой,

Каждым дыханьем

Будьте достойны!

(«Реквием», Р. Рождественский)

 

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души…

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

(«Жди меня» К.Симонов)

 

С несжатыми в поле хлебами

Ты встретила эту войну.

И всё - без конца и без счёта

Печали, труды и заботы

Пришлись на тебя на одну.

(«Русской женщине» М. Исаковский)

 

В грязную теплушку,

В эшелон пехоты,

В санитарный взвод.

Дальние разрывы

Слушал и не слушал

Ко всему привыкший

Сорок первый год.

(«Я ушла из детства» Ю. Друнина)

 

(Подведение итогов.)

 

Сценарий разработала культорганизатор Дробова А.И.

© Domdettvor

Бесплатный хостинг uCoz