Описание  опыта.

 

        На современном этапе внешкольное воспитание и обучение является важной составляющей единого образовательного пространства в Республике Беларусь, социально востребовано и нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны государства как обеспечивающее « детям и молодёжи равный доступ  к различным областям творческой деятельности, возможность реализации потребностей в нравственном, интеллектуальном и физическом развитии, профессиональном самоопределении, формировании здорового образа жизни» (Закон «Об образовании в Республике Беларусь». Гл. 11, ст. 40).

         Укрепление здоровья молодого поколения всегда было приоритетно - ведь это им жить и строить будущее.

Общепризнанно: будущее общества зависит в определённой мере от того, кто завтра примет эстафету отцов, придёт на смену старшему поколению. Вот почему так « чётко сформулирован социальный заказ государства на воспитание личности. Здоровый образованный человек провозглашён как главная ценность государства, главный инструмент реализации всех планов. Здоровый – в физическом, психическом, психологическом, нравственном и прочих аспектах.

В отношении детей и учащейся молодёжи этот заказ на воспитание конкретизирован в Концепции и Программе воспитания детей и учащейся молодёжи» ( Ковалёва Т. Содержание воспитательной работы в современных условиях. Наст.  газета, 4.05. 2002 г.)

« Содержание воспитательной работы включает: усвоение учащимися сути таких понятий, как «жизнь», «здоровье», восприятие их как общечеловеческих ценностей; формирование умения различать физическое (телесное) и моральное (духовное); воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; формирование способности видеть взаимосвязи и взаимозависимости в таких триадах: жизнь- здоровье - окружающая среда; жизнь- здоровье – безопасность; уяснение значимости физического и умственного труда, физической культуры, спорта, туризма, общения с природой» ( Концепция воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь. Гл. 3, п. 3.8)

«В 2002 году принято в системе образования важное решение о массовом переходе базовой общеобразовательной школы на 5-дневную учебную неделю.

Это решение освобождает один день рабочей школьной недели для специальных мероприятий по укреплению физического, психического, психологического, морально-нравственного здоровья детей, участия их в полезных семейных делах» ( Ковалёва. Т. Содержание воспитательной работы в современных условиях. Наст.  газета, 4.05. 2002 г.)

 Значительные возможности для современного решения задач по организации занятости детей с учётом пятидневной учебной недели, здорового образа жизни в соответствии со спецификой своей деятельности имеют Учреждения внешкольного воспитания и обучения.

          Владея широким спектром средств интеллектуальной и практической деятельности, большой мобильностью в реагировании на социальные потребности учащихся и их родителей, опираясь на актуальные социально-воспитательные потребности, внешкольные учреждения более результативно, чем другие образовательно-воспитательные структуры, используют возможности по созданию условий для полноценного воспитания школьников и обеспечения социальной защиты прав детей и молодёжи.

         Одно из направлений  в организации воспитательной работы в шестой день недели связано с  укреплением нравственного и психофизического здоровья.

          Состояние здоровья детей и учащейся молодёжи, омоложение таких социальных явлений, как курение, употребление алкоголя, токсикомании и наркотических веществ, распространение ВИЧ- инфекции вызывает обоснованную тревогу. Поэтому движение за здоровый образ жизни остаётся одной из актуальнейших проблем, а его формирование - главным рычагом улучшения здоровья детей и учащейся молодёжи.

           Деятельность нашего учреждения сориентирована на выполнение основных государственных программ, направленных на укрепление и сохранение здоровья подрастающего поколения: «Здоровье народа», «Формирование здорового образа жизни», «Профилактика ВИЧ-инфекции», «Национальные действия по преодолению и предупреждению распространения пьянства и алкоголизма»

           Исходя из этого важнейшей составной частью воспитательной работы нашего учреждения является совершенствование профилактики пьянства и алкоголизма, наркомании и токсикомании среди учащейся молодёжи, формирование здорового образа жизни.

           Здоровый образ жизни - это:

             -   благополучие в семье;

             -   благополучие в обществе;

           С целью создания планомерной, скоординированной системы мер по совершенствованию работы с детьми и молодёжью по формированию здорового образа жизни с учётом всех составляющих разработана комплексно-целевая программа «Здоровый образ жизни», которая рассчитана на 1 год. В рамках этой программы  ведётся работа с педагогами, учащимися и их родителями (Приложение 1).

           Как правило, дети и подростки совершают преступления, употребляют алкоголь и наркотики преимущественно в вечернее время, выходные и праздничные дни, в том числе и в шестой, свободный от  учёбы день.

           Одним из путей реализации программы «Здоровый образ жизни» является организация работы по программе «Субботний день»

           Мы понимаем, что если сегодня не организовать разумный досуг детей, то завтра их свободное время может занять то, что окажет на них пагубное влияние.

           Реализуя цели, задачи идейно-воспитательной работы с учащимися во внеурочное время, которые определены в нормативно-правовых документах, рекомендациях Министерства образования, других государственных органов Республики Беларусь и учитывая, что «учреждение внешкольного воспитания и обучения организует и проводит с учётом возрастных особенностей детей и молодёжи региональные, городские, районные массовые мероприятия: слёты, конкурсы, соревнования, смотры, олимпиады, конференции и т. д.» (Положение об учреждении, которое обеспечивает получение внешкольного воспитания и обучения. Гл. 2, п.33), планируется организация учащихся в познавательно-развлекательной досуговой деятельности в соответствии с календарём республиканских, областных, городских, районных  массовых мероприятий, мероприятий Дома детского творчества.

            Логично то, что программа Дома детского творчества «Субботний день» включает в себя раздел «Досуговая  деятельность». В этом разделе предусмотрена работа со старшеклассниками, массовая работа в кружках, работа игротеки и работа с активом (Приложение 2).

            Воспитательная работа в шестой день недели - это система целенаправленного воспитания молодёжи, которая обеспечивает моральное и гражданское взросление, формирование ответственного отношения к приобретению знаний, любви к труду, сознательный выбор профессии, привитие эстетической и физической культуры, развития художественных способностей и проявления творческих дарований личности.

             Система массовой работы по воспитанию учащихся решает задачи целостного формирования и развития личности. А это означает, что важно не столько само по себе воспитательное мероприятие и решаемая в процессе проведения соответствующая его профилю воспитательная задача, сколько возможности воспитательного влияния на духовное становление личности в целом. В связи с этим важен комплексный  подход в проведении массовых мероприятий, реализация которого означает умение организатора ставить и решать одновременно разные воспитательные задачи в процессе подготовки и проведения любого мероприятия. И не важно какое мероприятие мы готовим - главное обеспечить в единстве воздействие на формирование гражданского сознания, чувств и поведения учащихся, развитие познавательной, трудовой, общественной активности, формирование нравственного облика личности. Вот почему ошибочно мнение, что например, решение задач эстетического воспитания связано только с мероприятиями по эстетическому воспитанию.

           Организация любого массового мероприятия предусматривает два этапа - этап подготовки и проведения. Смысл и значение проводимой на этапе подготовки организационно-воспитательной работы состоит в том, чтобы, во-первых, определить педагогическую целесообразность проведения того или иного мероприятия, во-вторых, психологически  и практически подготовить учащихся к предстоящему мероприятию: вызвать устойчивый интерес к нему, помочь осмыслить его значение, обеспечить активную позицию всем воспитанникам в ходе подготовки.

            Привлечение в ходе подготовки широкого круга учащихся содействует развитию навыков и умений организаторской работы, опыта создания органов самоуправления, воспитывает чувство ответственности за дело коллектива, приучает к оценке и самооценке личных достоинств и достоинств других членов коллектива, способствует обогащению опытом межличностного общения, объединению коллектива вокруг общего дела и  на этой основе мобилизует  и активизирует внимание учащихся на предстоящее мероприятие.

          При  проведении массового мероприятия важно воспитательное воздействие на пассивного слушателя, потребителя сообщаемой информации.

          Массовое мероприятие не только оставляет в сердце ребёнка яркий эмоциональный след, но и обогащает идейно-политическим, нравственным содержанием.

          Массовость, красочность, эмоциональная приподнятость и романтическая окрашенность мероприятий, доступность восприятия заложенных в них идей делают их эффективным средством формирования нравственных чувств и навыков нравственного поведения.

           Педагогически грамотно организованное массовое мероприятие способствует усвоению мировоззренческих и этических знаний, эффективному формированию межличностных отношений, воспитанию чувства патриотизма и интернационализма; вырабатывает уважение к людям труда, к общественному достоянию, материальным и духовным ценностям; определяет личную позицию к жизни коллектива, Белорусского Республиканского союза молодёжи, Белорусской  Республиканской пионерской организации, критическое отношение к самому себе, нормам и правилам поведения. Оно стимулирует деятельность подростка, содействует накоплению им опыта общественно ценного поведения, проявлению инициативы и самодеятельности.

           Ведущей функцией массового мероприятия является формирование положительного нравственного опыта детей и подростков и приобщение их к нравственным  нормам общества; развитие глубоких нравственных чувств, переживаний и организация нравственных поступков учащихся, что способствует укреплению нравственного здоровья.

            В воспитательной системе  нашего учреждения широкое распространение получила методика коллективного воспитания, разработанная педагогом-новатором И. П. Ивановым. Сердцевиной воспитательной системы И. П. Иванова является организация коллективной творческой деятельности учащихся, направленной на непосредственное всестороннее обогащение каждого члена коллектива собственным опытом гражданского отношения к окружающей жизни. На основе организации коллективных творческих  дел (КТД), как комплексных средств воспитания, педагоги в тесном единстве и взаимосвязи решают задачи развития разных сторон личности: познавательно-мировоззренческой (научные знания, взгляды, убеждения, идеалы); эмоционально-волевой (общественно значимые потребности, интересы, стремления, чувства); действенно-практической (общественно необходимые и ценные умения, навыки, привычки, черты характера), т.е. задачи нравственного, политического, трудового, умственного, физического, эстетического воспитания личности в их тесном единстве.

                 «Подготовка ко всем мероприятиям должна носить характер коллективного творческого дела» (Ковалёва Т. Содержание воспитательной работы в современных условиях. Наст.  газета, 4.05. 2002 г.)

          Вместе с тем, следует отметить, что система воспитательной работы на основе этой методики  не исключает необходимости  использования других  средств воспитания, а именно – отдельных форм воспитательной работы. Система  КТД  как компонент общей системы воспитательной работы реализуется во взаимосвязи с другими средствами (формами) воспитательной работы, которые подкрепляют, усиливают, предваряя, сопровождая или заключая проведение того или иного коллективного творческого дела учащихся.

           «Организационно-воспитательная работа в 6-й день рабочей недели строится с учётом календаря праздников, знаменательных дат, традиционных акций, календарно-обрядового цикла белорусского народа» (Ковалёва Т. Содержание воспитательной работы  в современных условиях. Наст. газета, 4.05.2002 г.)

           Планирование  осуществляется с участием воспитанников и их родителей.

           Традиционно новый учебный год в Доме детского творчества открывается праздником, на котором все кружки в творческой форме дают рекламу своей деятельности. Детские коллективы кружков собирают на этот праздник своего любимого зрителя: мам и  пап, бабушек и дедушек, друзей и подруг, и никто из них не остаётся в стороне, каждый находит для себя любимое дело.

           Впервые в этом учебном году была проведена презентация деятельности  Дома творчества «Учимся и творим!» (Приложение 3).

          Подготовка носила характер коллективного творческого дела. По идее- это описание цепочки: коллективное планирование -подготовка-проведение -коллективный анализ.

           После принятия решения о проведении презентации каждый коллектив выработал предложение по организации дела и выдвинул своих представителей в совет дела. Совет дела разработал проект, дал задание кружкам по подготовке. Презентация состоялась на двух творческих площадках: Дом детского творчества и техническая станция (база кружка «Картинговый»)  Причём презентация на базе Дома творчества прошла на 9 мини-площадках. Это учебные кабинеты кружков, игротека и  танцевальный зал. В презентации приняли участие представители школ, учреждений и организаций района, представители местной власти.

 В конце сентября - начале октября проводятся праздники, неделя, посвящённые Дню пожилых людей, Дню матери. В кружках проходят встречи с бабушками и дедушками, мамами, организовывается работа творческих мастерских по изготовлению поздравительных открыток для мам, бабушек и дедушек, выставки сувениров «От всей души», рисунков, конкурсы сочинений, а также совместные мероприятия: концерты, конкурсы, вечера. Одним из любимых конкурсов остаётся шоу-конкурс «А ну-ка, бабушки!». В текущем учебном году была проведена праздничная программа «День благодарения бабушек и дедушек»  для пожилых людей шефствующей организации КЖУП « Октябрьское» ( Приложение 4). А  вот в шоу-конкурсе «Как трудно быть девчонкой!», посвящённом Дню матери, приняли участие мальчишки младшего возраста, а благодарные зрители: дети, мамы, папы с особым уважением и гордостью смотрели на них и болели за каждого.

Ребята старшего возраста вместе со своими мамами стали участниками тематического вечера, посвящённого Дню матери.

Вечера прочно вошли в практику работы нашего учебного заведения. Вечер - одно из самых популярных и любимых учащимися мероприятий. В ненавязчивой, увлекательной, эмоционально выразительной форме вечер позволяет знакомить учащихся с боевыми, трудовыми традициями народа, с историей Отечества, выдающимися деятелями, воспитать у молодёжи чувство долга, чести и достоинства, гражданственность, патриотизм, гордость за свою Родину, народ, его героическое прошлое и настоящее.

Тематический вечер- это комплексное художественно – публицистическое действие, в котором в связной цепи устных выступлений, зрительных и музыкальных образов на конкретном сюжете раскрывается важная жизненная проблема.

По содержанию тематические вечера можно разделить на:

Успех вечера во многом обеспечивается содержательностью, яркостью и убедительностью представленной на нём информации. Поэтому главная забота организатора вечера - помочь учащимся собрать интересный материал, подсказать пути его поиска, разработать сценарий. При его создании особенно важна помощь, совет: как обеспечить яркое, эмоционально выразительное начало вечера, как сочетать текст ведущих с инсценировками, фрагментами художественных произведений, чтением стихов, выступлением гостей, показом иллюстраций, проведением всевозможных конкурсов, викторин, музыкальным сопровождением. Из огромного числа возможных вариантов использования на вечере различных форм, приёмов, средств необходимо помочь учащимся  избрать самый оптимальный, чтобы, во-первых, не перегрузить вечер их обилием, а, во-вторых, чтобы не обеднить его информационно- познавательную ценность.

Информационно-познавательная ценность тематических вечеров для детей школьного возраста обусловлена тем, что именно этот возраст является наиболее восприимчивым как к усвоению информации, так и для умственного развития личности.

                Тематика проводимых вечеров разнообразна. Одни из них связаны с историей нашей страны, её традициями, и время их проведения не регламентировано: «Песни военных лет», «Любовь, поэзия, война», «Героические страницы нашей истории».

  Другие - посвящены различным проблемам в жизни общества: пьянства - «Приглашаем на чай», курения - «Курить или не курить?», «Мы - за здоровый образ жизни», экологической – «Волшебный букет» (Приложение 5).

                  В ходе вечера «Волшебный букет» воспитанники расширили и углубили свои знания о цветах.

                 Подготовка к вечеру велась по микро коллективам. В ходе подготовки педагоги оказывали необходимую помощь, направляли ребят к нужной информации.

  Каждый коллектив внёс свой вклад в проведение вечера: подготовили участников конкурсной программы, всё необходимое для оформления зала: цветы, рисунки, плакаты с высказываниями о цветах, выставку книг о цветах, столы и стулья для участников конкурсной программы.

В конкурсной программе приняли участие две команды: «Ромашки» и «Лилии». Они разгадывали загадки о цветах, читали стихи и пели песни, вспоминали «цветочные» мужские и женские имена, сказки, в которых идёт речь о цветах и даже легенды. Закончилась конкурсная программа викториной по типу телепередачи «Счастливый случай». Победу одержала команда «Лилии».

Третьи вечера связаны с датами календаря: «Я - ребёнок, я – человек» (к Международному Дню прав человека), «Татьянин день», «День Святого Валентина», «Мальчишки есть мальчишки» (ко Дню защитника Отечества), «Ты женщина – и этим ты права!» (ко Дню 8-ое Марта), «И, взвившись, занавес шумит» (к  Международному Дню театра), «Будьте здоровы» (к Всемирному Дню здоровья), «Этот праздник со слезами на глазах» (ко Дню Победы).

Никогда в истории человечества ни одна болезнь не привлекала к себе столь пристального внимания общественности, не стимулировала такого объёма научных исследований во всём мире и не была причиной таких колоссальных экономических затрат как ВИЧ-инфекция.

ВИЧ-инфекция – проблема общая. Одними медицинскими мероприятиями её не решить. При отсутствии вакцины и специфических лекарств единственным методом профилактики ВИЧ-инфекции является пропаганда знаний о путях её распространения и мерах защиты от заражения. И каждый должен знать о том, что нельзя делать и что необходимо делать, чтобы не заразиться ВИЧ-инфекцией, не заболеть. Ведь предупредить заболевание всегда легче, чем лечить.

С целью совершенствования воспитательной работы в этом направлении ежегодно к Всемирному дню борьбы со СПИДом культорганизатором совместно с руководителями кружков проводятся открытые массовые мероприятия по пропаганде профилактики СПИДа. Тематика этих вечеров звучит по-разному: «Не умирайте от невежества», «Молодёжь против СПИДа», «Человек- продукт вселенной» (Приложение 6), но проблему они поднимают одну - стремительное распространение ВИЧ-инфекции.

Какой бы ни была тема вечера, приятной или не очень, все они завершаются дискотекой.

Дискотека - одна из сравнительно новых и популярных форм организации досуга молодёжи, развития их самодеятельного творчества, удовлетворения духовных запросов, интересов к музыке. Дискотека выполняет несколько функций: информационную, развлекательную, коммуникативную.

Дискотека способствует повышению общественной активности, нравственного уровня учащихся, воспитанию их художественного вкуса, музыкальной культуры, формированию духовных и эстетических запросов, организации содержательного отдыха. Хорошо организованная дискотека даёт молодым людям необходимую физическую разрядку, снимает эмоциональное напряжение, учит искусству общения.

Дискотека состоит из двух частей: первая часть посвящается определённой теме, воплощаемой средствами различных искусств: музыки, живописи, сочетаемыми со стихами, пантомимой, с певцами-исполнителями. Вторая часть – развлекательная. Возможно чередование тематической и развлекательной частей.

Успех дискотеки во многом зависит от ведущего её программу (его называют «диск – жокей»). Им должен быть человек увлечённый, имеющий большой запас знаний  в области литературы, искусства, режиссуры, эстетики. Это - активный собеседник, обладающий талантом непосредственного общения, находчивый, остроумный, тактичный, высокого уровня культуры человек.

Он - комментатор и организатор всего этого музыкально-зрелищного действия.  Конечно,  диск-жокей работает не один. Ему помогают свето - и звукооператоры, организаторы игр.

Возросший уровень запросов современной молодёжи требует, естественно, необходимой культуры не только от ведущего дискотеки, но и его помощников, причём не только эрудиции, организаторских способностей, но и хороших манер поведения, внешнего вида, так как им незамедлительно начинают подражать остальные участники дискотеки.

Естественно, таких организаторов дискотек мы готовим из числа инициативных и эрудированных учащихся.

В в рамках областного конкурса был проведён районный конкурс  ведущих музыкально-тематических программ по теме: «Молодёжь за моду на здоровье» и «БРСМ: будь с нами!», в котором приняли участие 15 коллективов старшеклассников учреждений образования района. Победу одержали ребята Дома детского творчества с программой «СПИДолк и несколько козлят» (Приложение 7). А в декабре коллектив Дома детского творчества принял участие в областном конкурсе ведущих музыкально-тематических программ.

Тематика дискотек разнообразна: «Молодёжь - против СПИДа», «Патриотические песни», «Песни В. Высоцкого» и др.

Традиционным стало проведение новогодней музыкально-тематической программы (Приложение 8).

Праздник Нового года - один из самых любимых и с нетерпением ожидаемых учащимися разного возраста. С ним связывают осуществление своих желаний, мечты в доброго волшебника, в сказку. Мы делаем всё необходимое, чтобы эти надежды хотя бы немного оправдались.

Содержание, структура и форма проведения новогоднего праздника зависит от возраста его участников. Практикуются различные варианты:

-новогоднее представление для кружковцев и учащихся школ младшего школьного возраста;

-новогодняя акция «Мастерская Деда Мороза»;

-новогодняя дискотека для старшеклассников;

-встреча с Белоснежкой и гномами на площади посёлка для ребят среднего школьного возраста (Приложение 9);

-новогодняя акция «Милосердие»: поздравление ребят, находящихся на лечении в детском отделении райбольницы и детей – инвалидов.

«Гражданско-патриотическое воспитание ориентировано на… Понимание заботы государства и трудоспособных граждан о нуждающихся, инвалидах, пожилых людях, детях. Стимулирование попечительства и благотворительности как показателей гражданской зрелости человека труда» (Концептуальные основы идейно-воспитательной работы с детьми, учащейся и студенческой молодёжью, п. 1.7. Пазашкольнае выхаванне, № 8, 2003 г.)

Незадолго до Нового года, 3 декабря, отмечается Международный день инвалидов. Он установлен по инициативе Организации Объединённых Наций с целью привлечь внимание органов государственной власти, общественных организаций и объединений к нуждам и запросам этой категории граждан.

Судьба порой оказывается очень жестокой, делая людей беспомощными. Инвалидность-это не вина человека, а его беда. От беды не застрахован никто, а в условиях сегодняшней стрессовой жизни никто не знает, кто будет очередной жертвой аварии, инфаркта, инсульта.

Мы, здоровые люди, всегда должны помнить, что рядом с нами живут те, кто нуждается в нашей помощи и поддержке. Государство не оставляет таких людей со своими трудностями один на один, принимает меры, чтобы улучшить их социальное и материальное положение. Гарантом прав инвалидов является  Закон Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», а детей-инвалидов ещё и Закон «О правах ребёнка».

Нельзя без боли в сердце говорить о детях- инвалидах. Ведь в слове «дети- инвалиды» соединены две категории нуждающихся в заботе : одна- дети, а другая- инвалиды. Таким детям очень сложно без человеческого тепла и внимания, без защиты и поддержки.

Ежегодная благотворительная акция, приуроченная к Международному Дню инвалида проходит под девизом «Дети - детям». Именно зимой, когда так не хватает тепла, дети создают его для тех, кто нуждается в нём больше других. То, что нам кажется обычным, для таких детей - яркое событие, настоящее чудо  в их не  по-детски трудной жизни.

Для ребят организовываются театрализованные представления со сказочными героями, борьбой добра и зла и победой света над тьмой, игровые и конкурсные программы, игры- путешествия. Ребята- участники кружков художественной самодеятельности дарят им свои стихи, песни, танцы. Воспитанники кружков декоративно- прикладного творчества изготавливают сувениры в подарок детям- инвалидам. Причём подарки наши гости выбирают себе сами по собственному вкусу и желанию. Это вызывает у них множество положительных эмоций. Не меньше эмоций вызывает то, что ребята, которые занимаются прикладным творчеством, становятся ради детей, обделённых судьбой, и рукодельниками, и артистами, и затейниками. Так, кружок кройки и шитья подготовил для ребят замечательную музыкальную встречу с местными Верками Сердючками (Приложение 10).

Одним словом ребята делают всё, чтобы категория детей с ограниченными возможностями ощутила заботу о себе, а самое главное поняла, что у них есть возможность и право жить без ограничений.

              Особое внимание обращается на вовлечение в организационную деятельность учащихся из неблагополучных семей, педагогически запущенных, нуждающихся в постоянном педагогическом влиянии, состоящих на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних.

               Жизнь детей в шестой день недели насыщена интересными видами деятельности. Ребята привлекаются к таким формам работы, где они могут реализовать себя, а иногда и оценить свои поступки и действия.

Так при проведении тренинга общения «Я уважаю твоё право…» воспитанник кружка «Картинговый» Малашук Слава сказал своему соседу такую фразу: «Я уважаю твоё право на собственность, поэтому не буду у тебя ничего воровать». Нельзя было не придать этой фразе значения, так как этот ребёнок из неблагополучной семьи состоял в то время на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних именно за кражу. Видно было, что он эту фразу не просто произнёс, он её прочувствовал

                 Эффективной формой спортивно- массовой работы являются соревнования по техническим видам спорта.

                С 1998 года в Доме творчества работает картинговый кружок. Ребята, требующие особого педагогического внимания, с интересом занимаются здесь.  В нынешнем учебном году для работы кружка приобретены новые картинги. Улучшение материальной базы кружка позволило провести в осеннее каникулярное время соревнования по картинговому спорту. Соревнования,  проводимые руководителем кружка Саховским А.А. , собрали многочисленную как детскую, так и взрослую аудиторию. Проведение этого спортивно-массового мероприятия соответствовало всем требованиям техники безопасности: присутствие медицинского работника, пожарной службы.

            «Создавая вариантные и авторские модели субботнего дня, необходимо ориентироваться на те инварианты, которые заданы Концепцией и Программой воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь» (Методические рекомендации. Организационно-содержательное наполнение шестого дня учебной недели. Пазашкольнае выхаванне, № 4, 2002 г).

             «Игра, игровая деятельность – важные формы гуманистической технологии. Творческое начало личности наиболее полно реализуется в игре и игровой деятельности. В их процессе ребёнок осваивает социальные роли, приобретает сообразительность, сноровку, смекалку, фантазию. Игра может выполнять почти все компоненты воспитательных средств, выступать средством, методом, формой деятельности детей и подростков. Игра выступает тренингом в формировании у воспитанников норм поведения, выполнения правил, условий, ограничений в действиях, их выбора и т.д.» (Концепция воспитания детей и учащейся молодёжи  в Республике Беларусь. Гл. 4, п. 4.1)

           Игра – самый распространённый вид культурного отдыха. Ребята отдают играм, весёлым развлечениям свой досуг. Но игра – это не только развлечение и забава, заполняющие свободное время ребёнка, но одно из серьёзнейших средств  воздействия на него.

             Признавая приоритет здоровья как одной из целей образования, «стержневым» в режиме шестого дня рабочей недели выступают эмоционально- привлекательные физкультурно - оздоровительные мероприятия, среди которых игровые физические упражнения на занятиях кружков для смены форм деятельности, а также увлекательные  и доступные подвижные игры.

            «Подвижные игры многочисленны и разнообразны, из них можно выделить группы, способствующие развитию основных физических движений: бег, прыжки, лазание, метание и т.д.» (Методические рекомендации. Организационно-содержательное наполнение шестого дня недели. Пазашкольное выхаванне,№4,2002г.).

             Успех игры зависит от умелого её выбора, от условий, в которых она проводится, от того как она проводится.

             С целью оказания методической помощи в проведении подвижных игр разработаны методические рекомендации для актива по их проведению (Приложение 11).

             Все участники воспитательного процесса содействуют развитию органов самоуправления в кружках и Доме творчества, оргкомитетов учащихся по подготовке и проведению воспитательных мероприятий. Участие в их работе способствует развитию организаторских способностей, общественной направленности, патриотических качеств будущих рабочих и специалистов.

             Особая роль в осуществлении игровой деятельности – за игровым активом (игротехники) кружков и игротеки.

            Игротехники - это ребята, хорошо знающие игры и умеющие организовать игроков и игровое пространство. Они выполняют разные функции: являются источником информации, консультантом, арбитром при разрешении возможных споров, «утешителем», «нейтрализатором», «сдерживателем» отдельных игроков, «ускорителем», «активизатором», «стимулятором» игры.

            Чтобы знать игру со всеми её нюансами и подробностями, направить её в нужное русло при неудачном стечении обстоятельств они хорошо продумывают план её проведения и обязательно выполняют следующие требования:

Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся. Различные виды внешкольной работы не лишены творчества, но в игре оно особенно необходимо.

Игра должна быть доступной. Её цель – достижимой, а оформление красочным, разнообразным.

Обязательный элемент игры - эмоциональность. Игра должна вызывать весёлое настроение, удовлетворение от удачного участия.

В играх обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда приводит к  повышению самоконтроля учащихся, к чёткому соблюдению установленных правил и, главное – к активизации учащихся.

            Каждая игра  варьируется в нужном  направлении. В этом деле, как и во всяком другом необходима творческая инициатива, а также определённый  объём знаний в области игровых технологий, которые помогут  преодолеть все трудности.

             Чтобы игротехники стали настоящими мастерами своего дела культорганизатором разработана и реализуется программа обучения игротехников кружков, которая предусматривает практические занятия для них 1 раз в четверть в субботние дни (Приложение 12).

              С чего обычно начинается трудовой день? Конечно же с гимнастики. Существуют различные комплексы утренней зарядки для того, чтобы наше тело было сильным, здоровым. А хорошая спортивная форма человека, в свою очередь, способствует большей работоспособности, бодрости. Ещё древнеримский поэт Ювенал говорил: «В здоровом теле - здоровый дух».

  Но согласитесь, что для гармонически развитого человека мало быть только физически совершенным. Надо, чтобы его интеллект, эрудиция, кругозор также постоянно совершенствовались, расширялись, углублялись и не «ржавели». Немецкий философ и языковед Вильгельм Гумбольдт говорил: «Умственные занятия оказывают на человека такое благотворное  влияние, какое солнце оказывает на природу; они рассеивают мрачное настроение, постепенно облегчают, согревают, поднимают дух»

В числе важных элементов досуга существенное место занимают интеллектуальные игры.  Они проба на смекалку. В них от поколения к поколению передаются мудрые традиции народной педагогики, самовоспитания. Это и отдых и компенсация недостающих нагрузок: умственных, эмоциональных.

Существует целый комплекс разнообразных развлечений интеллектуального плана. Через такие  занятия устанавливаются дружеские контакты. А там где есть задушевная беседа, всегда найдётся место чашке ароматного чая.

Среди разнообразных напитков, изготовляемых людьми, чай - самый известный и распространенный. Чай обладает целебными свойствами, помогает излечиться от многих болезней.

А один из опаснейших пороков в нашей стране – пьянство. Проблема усугубляется тем, что пьянство в последнее время очень помолодело. Уже в подростковом возрасте у некоторых ребят проявляются признаки алкоголизма, который ведет к полной деградации личности.

Для утверждения трезвого образа жизни очень важно показать людям, особенно молодежи, целебные свойства чая, пользу чаепития.

Эти цели преследовал тематический вечер, посвященный чаю.                                                            

Вечер «Чай. Как он приятен, вкусен, крепок, ароматен!» проходил в форме интеллектуального аукциона.  Это игровая форма состязательной интеллектуальной деятельности. Поэтому, кроме вышеуказанных целей, вечер преследовал также цель развития интеллектуальных способностей и дарований подростков.

На аукционе продавались условные деньги «чаевые». «Покупка» совершалась путем предъявления знаний о чае, затребованных «продавцом-ведущим».

Ведущему удалось придать веселую, чуть ироническую тональность всему, что имитирует рынок и, в то же время серьезное отношение к знаниям о чае. Поэтому можно считать, что интеллектуальный аукцион удался.

При обсуждении вечера с подростками, педколлективом, представителями территориального медицинского объединения выяснилось, что у самого удивительного и полезного напитка появилось много новых почитателей. А беседа подросткового терапевта о влиянии алкоголя на детский организм подтвердила их выбор.

Чай пьют в любом уголке Земли. Традиции русского гостеприимства не исключают использование этого целебного напитка. Горячи калачи из русской печи и к чаю они как раз кстати.

«2 апреля 1996 года между Республикой Беларусь и Российской Федерацией был заключен Договор об образовании Сообщества Беларуси и  России, и этот день объявлен Днём единения народов Беларуси и России…

С целью формирования политической культуры учащихся и студентов, воспитания их гражданской позиции рекомендуется проведение тематических уроков, бесед, чтений, посвящённых Дню единения народов Беларуси и России» (Методические рекомендации по проведению мероприятий, посвящённых Дню единения народов Беларуси и России в учреждениях образования. Наст. газета, 24.03. 2005 )

Предметом обсуждения с подростками в нашем учреждении стали вопросы об уважении к традициям русского гостеприимства. Интеллектуальное  казино «Горячи калачи из русской печи» имело этическую направленность (Приложение 13).

        Огромный воспитательный потенциал имеет педагогически целесообразное использование официальной государственной, региональной, местной символики и символики Дома творчества. В результате совместной работы педагогов и воспитанников разработаны законы, права и клятва кружковцев, символика и атрибутика: гимн  и эмблема Дома творчества, эмблемы кружков. Все массовые торжественные мероприятия  начинаются и заканчиваются исполнением гимна Дома творчества.

               В соответствии с приказом отдела образования проводился районный смотр-конкурс на лучшую организацию уголка государственной символики в учреждениях образования.

      В рамках этого конкурса была проведена большая и интересная работа:

 

     пликация из меха «Герб г.п. Октябрьский»;

 

           Проанализировав проделанную работу в соответствии с положением жюри Дома детского творчества приняло решение:

      1. Признать победителями смотра-конкурса:

1-ое место- кружок «Мягкая игрушка», руководитель Буц Г.В.,

                     кружок «Кройка и шитьё», руководитель Брисозовская

                     З.С.,

                     кружок «Соломоплетение», руководитель Мишкевич

                    Л.В.

2-ое место- кружок «Театральный», руководитель Таргонская И. А.

3-ье место- кружок «Вязание», руководитель Вежновец Н.В.,

                    кружок «Умелые руки», руководитель Назаренко О.В.

2. Отметить качественный уровень представленных методических разработок воспитательных мероприятий культорганизатора Дробовой А.И. и руководителя кружка «Вязание» Вежновец Н.В.

3. Лучшие материалы представить на районный смотр-конкурс.

 Подведением итогов работы в кружках по изучению символов Республики Беларусь стал турнир знатоков государственной символики ( Приложение 14).

               Турнир-форма воспитания познавательной активности. Турнир мобилизует учащихся на теоретическую и практическую подготовку, пробуждает инициативу, вызывает интерес к проблеме. Он требует большой подготовки как участников, так и организаторов.

               Для подготовки турнира был создан оргкомитет. Оргкомитет решал следующие вопросы:

               Атмосфера  турнирной встречи зависит от правильного подбора ведущего, его манеры держаться, умения своевременно поддержать доброжелательный, интеллигентный тон встречи, вести его в заданном темпе.

               Подготовка завершена и вот вышел ведущий. Он объявил о начале турнира. Объявлена тема и программа, представлены участники, члены жюри, а также разъяснены условия конкурсов.

               В турнире знатоков государственной символики приняли участие          представители кружков:

               Победу в турнире одержали представители кружка «Кройка и шитьё».

В Доме творчества работает игротека. Создана она в 1997 году.  Руководит игротекой Дробова Анна Ивановна. Здесь накоплен богатый методический и игровой материал,  организован детский совет игротеки.  Сюда влечет детей и взрослых.  Дети и те,  кто с ними работает,  имеют возможность окунуться в разносторонний мир игры,  проследить путь ее развития.  Здесь можно найти игры давних лет и современные игры. Всего более 200 игр. Весь материал в игротеке распределен по игровым уголкам: «Игры любителей сказки», «Игры юных математиков», «Игры старшеклассников», «Настольно-печатные игры», «Игры юных экологов», «Народные игры», «Семейные игры», «Настольно-спортивные игры», «Игры по безопасности».

    Особое место отводится игротеке в организации шестого дня недели.

    Игротека Дома детского творчества в шестой день недели работает по мини-программе «Досуг в субботний день».

    Производится выдача игр на дом.

    Проводятся практические занятия по изготовлению игр, поздравительных открыток, сувениров, по разучиванию игр.

    Проводится обучение игрового актива .

    Игротека Дома творчества помогает школам района в создании игротек и организации их работы.

   Игротека в шестой день недели - активный участник конкурсов и соревнований по играм, новогодних представлений, вечеров, больших массовых праздников, игровых программ в парке и на площадях поселка.

   В своей работе игротека опирается на детский актив, который называется «Развлекляндия». Ребята помогают выдавать игры, проводить игровые программы. Каждую субботу они проводят тематические часы веселых игр и затей. Тематика игровых часов разнообразна : « Экологические игры» (Приложение 15), «Психологические игры-тесты» (Приложение 16), «Настольные игры) (Приложение 17).

           Для  прогресса общества необходим новый подход к организации информационно-пропагандистской работы. Сегодня информация - важное средство коммуникации и значимый фактор социализации.

    Признавая роль СМИ в процессе воспитания и обучения подрастающего поколения, налажен выпуск общественно-познавательной газеты Дома детского творчества «Кружковец», первый номер которой вышел в ноябре 2005 года.

Широко используется такая форма массовой работы с детьми и молодёжью, как информационное зеркало.

Информационное зеркало- это обычная наша реальность: информационные стенды органов самоуправления, стенд «Что? Где? Когда?» информационные уголки (уголок здоровья, уголок безопасности, уголок государственной символики и символики  Дома творчества, уголок «Ты имеешь право», уголок актива), информационные дни, которые предусматривают тематическое оформление помещения и раздачу информационного материала. Общее в них то, что педагогическая работа осуществляется не через прямые воздействия воспитателя, а через информацию , поданную в графически-настенной форме.

Результативность:

 

-наличие в Доме детского творчества постоянно-действующей методической выставки как творческой лаборатории передового педагогического опыта по содержанию, организации, массовым формам воспитательной работы с учетом современных требований;

-создание на базе игротеки выставок игр, игровых пособий, игрового реквизита и  методического материала, изготовленных и используемых в процессе занятий кружков, клубов с учетом профиля их деятельности;

-разработка и организация осуществления программы постоянно – действующего практикума для игротехников кружков, клубов и других органов детского самоуправления;

-совершенствование деятельности действующих и создание новых игротек в учреждениях образования района;

-повышение воспитательного потенциала массовых мероприятий;

-овладение руководителями кружков, клубов методикой организации массовых форм воспитательной работы с детьми и молодёжью;

-совместная творческая деятельность детей и родителей в шестой день недели.

         Сегодня идёт активный поиск новых подходов к организации шестого школьного дня. Актуальность проблемы состоит не только в осуществлении оздоровления детей - физического,  психического и нравственного, но и в продолжение  процесса их интеллектуального развития. В организации воспитательной работы шестого школьного дня следует учитывать характерное для школьников стремление к самовыражению, поиску своей индивидуальности. Жизнь детей в свободное от учёбы время должна быть насыщена здоровьесберегающими видами деятельности.

Понятие «здоровьесберегающая деятельность» подразумевает под собой совместную деятельность взрослых и ребёнка, направленную, с одной стороны, на конкретное оздоровление ребёнка, а с другой- на изменение ценностного отношения к собственному здоровью и усвоение способов его сохранения.

В заключение хочется сказать, что здоровье- вещь глубоко внутренняя и достигается постоянной работой над собой. Но помочь ребёнку на данном этапе жизни - важная педагогическая задача, в которой и заключен смысл воспитательной работы с детьми и подростками в шестой день учебной недели.

© Domdettvor

Бесплатный хостинг uCoz