Государственное учреждение образования «Октябрьский районный центр творчества детей и молодёжи» Мир надо познавать крыльями, страну — колесами, город — ногами
Вежновец Нина Владимировна, методист государственного учреждения образования Октябрьский районный центр творчества детей и молодёжи Адрес: 247319, ул. Ковалева,2 г.п.Октябрьский , Гомельской области , тел.: (8 – 02357)-5 33 01 г.п. Октябрьский 2010
Печатается по решению методического объединения руководителей кружков государственного учреждения образования «Октябрьский районный Дом детского творчества» «Мир надо познавать крыльями, страну — колесами, город — ногами» (методическая разработка) /Составитель Вежновец Нина Владимировна, методист. Аннотация В данной методической продукции раскрыты основные формы и методы кружковой работы Саховского Анатолия Александровича руководителя кружка «Туристический» по формированию у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма. Материал включает модель работы коллектива по гражданско – патриотическому воспитанию. В приложениях содержатся материалы практического характера, которые могут быть использованы при организации работы туристического кружка. Работа предназначена в помощь руководителям кружков учреждений внешкольного воспитания и обучения, педагогам-организаторам, классным руководителям общеобразовательных школ. Введение В инструктивно - методическом письме Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации и планирования воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях в 2010/2011 учебном году» обозначено, что гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения было и остается одним из основных направлений деятельности Министерства образования Республики Беларусь, органов управления образования и учреждений образования. В методических рекомендациях по организации работы учреждений внешкольного воспитания и обучения в 2010/2011 учебном году отмечено, что главной задачей учреждений внешкольного воспитания и обучения является создание условий для воспитания гражданина – патриота, развития личности каждого ребёнка, его познавательных, созидательных способностей, отличающегося высоким уровнем гражданско – правовой, бытовой культуры, способностью принимать решения и нести за них ответственность, владеющего навыками здорового образа жизни. Под гражданско – патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины. Существенным фактором гражданского становления подрастающего поколения является его активная социализация и поиск возможности формирования у юных граждан страны таких качеств, как чувство социальной ответственности, неравнодушное отношение к судьбе страны, к судьбе своей малой Родины. Гражданственность и патриотизм, прежде всего, связываются с тем местом, где человек родился, где проходит его сознательная жизнь. Чем полнее и содержательнее знания о родном крае, его людях, его прошлом и настоящем, тем более эффективно будет решаться одна из главных задач — воспитание гражданина, который уважает и почитает традиции своего народа, гордится его материальной и духовной культурой. Ключевым фактором построения сильной и процветающей Беларуси, обеспечение национальной безопасности страны является моральный дух народа. Поэтому так важно воспитать у каждого человека и прежде всего у каждого юного гражданина любовь к своему Отечеству, готовность в любую минуту прийти на защиту его суверенитета и независимости. Туризм и краеведение, незаменимые средства воспитания гражданско-патриотических качеств личности "Мир надо познавать крыльями, страну — колесами, город — ногами" Сергей Смирнов Туризм и краеведение в системе образования являются незаменимыми средствами воспитания гражданско – патриотических позиций юных граждан, призваны решать задачи подготовки к жизни разносторонне развитой личности, формировать духовно и физически здоровый образ жизни; развивают у школьников нравственные качества, одновременно решают вопросы обучения, воспитания, оздоровления, профессиональной ориентации. Любой туристский поход – от похода выходного дня до спортивного похода пятой категории сложности – планируется , организуется и готовится. По-существу, начинается он задолго, до выхода группы на маршрут и завершается много времени спустя после окончания активной части похода, т. е. тогда, когда будут решены вопросы, связанные с подведением его итогов и оформлением всех документов. Эта многогранная и трудоемкая работа включает четыре последовательных этапа: организацию, подготовку, проведение и подведение итогов. Участвуя в туристских мероприятиях, учащиеся восстанавливают свои силы, укрепляют физическое и психическое здоровье. Оздоровительной составляющей здесь принадлежит особая роль. Сегодня учащиеся значительную часть времени проводят в закрытых помещениях, поэтому даже однодневный туристский поход является эффективным средством оздоровления и профилактикой заболеваний. Свежий воздух, двигательная активность, умеренные физические нагрузки — все это способствует укреплению здоровья юных туристов. Однодневные походы и экскурсии могут выполняться недалеко от учебного заведения, ведь в каждом уголке Беларуси, в каждом городе, посёлке, деревне есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует у молодого поколения интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Любовь к Отечеству начинается с любви к своей «малой родине»: городу, селу, лесу, речушке. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности. В Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь отмечено, что воспитание тесно связано с повседневной жизнью, с особенностями жизнедеятельности в регионах. Человек всегда является частью целого: народа, нации, религиозной общности, с которыми он связан неразрывными духовными связями как субъект соответствующей культуры. Особое значение имеет такая выделенная в Концепции задача воспитания, как формирование патриотизма и гражданственности, основанных на любви к своей земле, народу, языку, уважении к истории Отечества, его культуре. Наукой установлено, что из всех чувств, которыми человека наделила природа, зрение дает ему свыше 50% информации о реальном мире, необходимой для нормальной жизни. В этом и заключается неоспоримое преимущество экскурсионной формы перед другими формами познания. Оказывается, утверждение «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» имеет под собой научное обоснование. Возможности, которые заложены в экскурсиях, походах безграничны. Они включают в себя большой познавательный материал, имеют воспитательную направленность. Одной из наиболее действенных форм патриотического воспитания является проведение походов по местам боевой славы белорусского народа. Во время которых, можно возложить цветы и привести в порядок памятники, познакомиться с историческими местами и мемориальными комплексами, провести соревнования. В отличие от пассивных форм воспитательной работы (встреч с интересными людьми, бесед, утренников, уроков мужества) туристические походы позволяют поставить каждого участника, в уникальные, с точки зрения воспитания, условия, когда абстрактные идеи приобретают конкретную реальность. Следуя совету писателя Сергея Смирнова: "Мир надо познавать крыльями, страну — колесами, город — ногами", путешествуя по району, наши ребята отправляются в поход пешком. Путешествуя пешком можно видеть ту часть окружающего нас мира, которая может открыться только неспешному взгляду любителя путешествий, истинного, неутомимого охотника за впечатлениями. Пешком можно двигаться везде, при этом преодолевать различные препятствия и проверить себя, свои силы, свои умения и навыки. Ещё А.С. Пушкин писал, что уважение к минувшему – та черта, которая отличает образованность от дикости. И потому в наше время особенно актуально возрождение исторического и духовного наследия нашего народа. В решении этой задачи важную роль играет краеведение, ибо каждый человек гордится своей «малой родиной», каждому, как говорят белорусы, «дарагая тая хатка, дзе радзіла мяне матка». Краеведение воспитывает чувство сопричастности к делам предков, т.е. национальное самосознание, заставляет задуматься о своих корнях, делах минувших и настоящих в их сопряжении, неразрывности и преемственности в длинной череде поколений не в виде готовых истин и формул, а в непрерывном поиске, исследовании, изучении. Это является важным средством активизации внимания и интереса учащихся к учебным предметам и, одновременно, является мощным средством развития когнитивных и креативных способностей ребенка. В условиях кружкового занятия патриотизм формируется в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции белорусского народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей и др.; непримиримость к врагам; уважение к атрибутам государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны. Поэтому на протяжении года руководитель кружка вместе с воспитанниками проводит экскурсии по памятным местам нашего поселка для всех желающих, занимающихся в кружках Дома детского творчества. Посещают районный Центр культуры и истории, картинную галерею. Любовь к родному поселку, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребенка. Гражданственность и патриотизм, прежде всего, связываются с тем местом, где человек родился, где проходит его сознательная жизнь. Чем полнее и содержательнее знания о родном крае, его людях, его прошлом и настоящем, тем более эффективно будет решаться одна из главных задач — воспитание гражданина, который уважает и почитает традиции своего народа, гордится его материальной и духовной культурой. Главным средством воспитания гражданина и патриота в современных условиях становится содружество подростков и педагогов, связанных едиными задачами, деятельностью, гуманными отношениями. Организовать отдых на должном уровне сложно, но руководителю кружка «Туристический» повезло, так как ребята активные, целеустремленные, легко идут на контакт, оказывают максимум поддержки. Все это облегчает работу и дает уверенность в завтрашнем дне. На протяжении года в кружке организованна работа экскурсионного бюро, где экскурсоводы – сами кружковцы. Совместно с руководителем разработано несколько экскурсий по памятным Для привлечения к работе кружка родителей был создан Клуб выходного дня, в кружке стало традицией проводить дни открытых дверей, организовывать совместные праздники, на которых родители выступают не только в роли зрителей, а являются непосредственными участниками. Они вместе с детьми поют, танцуют, читают стихи, участвуют в различных конкурсах, викторинах. Совместно с родителями планируются мероприятия оздоровительного характера, среди которых есть и традиционные – походы. Даже однодневный туристический поход является эффективным средством для улучшения здоровья и закаливания организма. Свежий воздух, двигательная активность, умеренные физические нагрузки – все это способствует укреплению здоровья юных туристов. Путешествия по родному краю помогают учащимся обогатиться новыми знаниями, глубже ощутить радость познания, полнее понять исторические и природные явления. Большой популярностью пользуются походы по местам боевой славы. Все дальше от нас события Великой Отечественной войны, все меньше остается ветеранов, все жестче становиться окружающий мир. Молодые люди, зная уже, что такое Афганистан, Чечня, террористические акты и многое другое, не всегда понимают то, что те далекие военные годы и современные войны – это две стороны одной медали. Все национальные конфликты и войны возникают, когда люди не способны понять друг друга, понять, что каждая человеческая жизнь ценна и неповторима. Нельзя пренебрегать историей, так как без уважения к своему прошлому вряд ли возможно формирование патриотического сознания, гражданской позиции у молодежи. Особую роль в благородном деле воспитания у молодежи гражданственности и патриотизма играют наши ветераны, участники войны, да и просто люди, которые в те годы были детьми и пережили весь ужас тех лет. Они носители памяти, традиций, опыта. Они связующее звено между поколениями. На протяжении учебного года ребята вместе с Анатолием Александровичем навещают этих людей, оказывают посильную помощь и обязательно приглашают на занятия, праздники, мероприятия, проводимые в кружке, где из уст очевидцев узнают суровую правду о войне, о героических подвигах воинов старшего поколения. Такое соприкосновение с войной оставляет неизгладимый след в душах ребят, воспитывает лучше любых мероприятии. Встречи с очевидцами военных событий открывают для молодежи новые малоизвестные страницы истории. Учат ребят патриотическому отношению к Родине, мужеству так же и встречи с воинами – интернационалистами нашего района (см. приложение 3) . Руководитель кружка, большое внимание уделяется такой форме работы, как трудовой десант. На протяжении года кружковцы вместе с руководителем оказывают посильную помощь не только одиноким, нуждающимся ветеранам войны и труда, бывшим малолетним узникам фашистских концлагерей, но и ухаживают за памятниками, могилами жертв фашизма, принимают активное участие в благоустройстве прилегающей территории Дома детского творчества.
Составляя маршрут своего многодневного похода, руководствуется тем, что маршрут должен проходить по местам, где есть памятники истории и культуры, места сражений и расположений партизанских отрядов во время Великой Отечественной войны. Заключение Настоящий патриотизм воспитывается не громкими словами, не подготовкой к очередной дате, а непрерывной работой с детьми, и итог такой работы – молодые люди, способные любить и понимать свой народ, сопереживать и помогать людям, созидать и творить будущее. При умелом руководстве, туристический коллектив может быть эффективным средством воспитательного воздействия на «трудных» подростков. В туристических походах заключаются большие возможности воспитательной деятельности. В перспективе деятельности работы кружка по гражданско – патриотическому воспитанию подрастающего поколения – разработка новых маршрутов по местам боевой славы, изучение героического прошлого родного поселка.
|
|
|
© Domdettvor |