МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ПОДВИЖНЫХ ИГР
(в помощь организаторам игровой деятельности с учащимися 4-6 классов)
Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Игра способна у каждого независимо от возраста, вызвать сильные эмоциональные переживания. Игра сокрушает преграды между людьми. Игра даёт возможность найти общий язык между людьми. Наконец, игра растит человека, расширяет его кругозор, формирует творческие способности, развивает их. Игра, игровая деятельность - составные элементы воспитательных технологий. И каждый опытный педагог, опытный воспитатель знает: там где не используются эти составляющие, нет живого, боевитого, способного к самостоятельным действиям и самостоятельной мысли детского коллектива. Игры бывают разные: игры, тренирующие наблюдательность, игры настольные, игры познавательные, игры с творческим ролевым сюжетом, военизированные игры, игры-шутки, подвижные игры и т.д. Характерной особенностью подвижных игр является ярко выраженная роль движений в содержании игры (бега, прыжков, метания, бросков, передач, ловли мяча, сопротивлений и др.) Эти двигательные действия мотивированы её сюжетом (темой, идеей). Они направляются на преодоление различных трудностей, препятствий, поставленных на пути достижения цели игры. Среди подвижных игр различают собственно подвижные игры и спортивные игры. Собственно подвижные игры не требуют от участников специальной подготовленности. Правила в них варьируются самими участниками и руководителями в зависимости от условий, в которых игры проводятся. В них нет точного числа играющих, точного размера площади, также варьируется и инвентарь. Спортивные игры - высшая степень подвижных игр. Правила в них строго регламентированы, они требуют специальных площадок и оборудования. Характерным для спортивных игр является сложная техника движений и определённая тактика поведения в процессе игры. Подвижные игры могут быть индивидуальными (одиночными), которые чаще всего организуются самими детьми (игра в мяч, со скакалкой, в «классики», катание обруча). Особое педагогическое значение имеют коллективные игры, в которых участвуют группы играющих, классы, пионерские звенья, спортивные секции. Занятия играми должны способствовать воспитанию дружбы, честности, патриотизма, коллективизма, сознательной дисциплины. Сущность педагогического руководства детскими играми заключается не столько в непосредственном вмешательстве воспитателя в игру, сколько в создании условий определяющих правильное отношение детей к игре. У детей разного возраста, разного развития игры различны как по содержанию, так и по способам их проведения. Для учащихся 4-6 классов особое место занимают командные игры, поэтому необходимо научить учащихся делиться на равносильные команды. Можно применять все способы разделения игроков на команды, кроме разделения капитанами, так как они не могут ещё объективно составлять команды. В связи с тем, что учащиеся очень эмоциональны и им трудно дождаться своей очереди в эстафетах, гонках, лучше делить их на небольшие команды по 8- 10 человек в каждой. В данном возрасте учащиеся стремятся пользоваться советами товарищей и иногда считаются с ними больше, чем со взрослыми. Поэтому руководителю в некоторых случаях надо влиять на отдельных игроков через коллектив. Для воспитания коллективизма полезны игры с выручкой товарищей, способствующие воспитанию чувства долга. Так, например, игра «ВЫЗОВ НОМЕРОВ». ПОДГОТОВКА. Играющие делятся на 2-4 команды и выстраиваются в колонны по одному, одна параллельно другой. Играющие в командах рассчитываются по порядку номеров в каждой колонне- команде. Каждый занимает свой номер. Перед впереди стоящими играющими проводится стартовая черта. Впереди каждой колонны на расстоянии примерно 10- 20 м ставится по булаве или по стойке. На расстоянии 2 м от старта чертится линия финиша. ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Руководитель громко вызывает любой номер. Игроки, носящие этот номер, выбегают вперёд, обегают напротив их предмет и возвращаются обратно. Тот, кто первым перебежит линию финиша, приносит своей команде очко. Руководитель вызывает игроков по номерам, чередуя их по своему усмотрению. Некоторых он может вызывать по 2 раза. Каждый раз прибежавшие игроки встают на свои места в команде. Игра проводится 5- 10 минут, после чего подсчитываются очки. Побеждает команда, заработавшая большее количество очков. ИГРА «ДЕНЬ И НОЧЬ» ПОДГОТОВКА. Посредине площадки поперёк неё чертятся две параллельные линии на расстоянии 1-1.5 м, а по обе стороны от них в них в 10-20 м параллельно им - линии домов. Играющие делятся на две равные команды, которые выстраиваются у своих средних линий и поворачиваются лицом к своим домам. Таким образом, они стоят спиной друг к другу. Играющих можно построить и боком друг к другу. По жребию одна команда «День», другая «Ночь». ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Руководитель встаёт сбоку у средних линий и неожиданно произносит: «День». После этого сигнала игроки команды «Ночь» убегают в свой дом, а игроки команды «День» их догоняют и осаливают. Осаленные игроки подсчитываются (записываются и отпускаются к своим). Затем команды опять становятся у средних линий спиной к ним. Руководитель игры возгласом подаёт сигнал, стараясь, чтобы он был неожиданным для игроков (строгое чередование нежелательно). Можно в игре использовать кружок с одной стороны белый, с другой - чёрный. В этом случае руководитель подбрасывает кружок и в зависимости от того, какой стороной он упадёт (чёрной или белой), командует: «Ночь» или «День». Такой вариант удобен для проведения игры самими детьми. Перед сигналом руководитель, чтобы отвлечь внимание играющих, может предложить им делать различные упражнения (поднять руки вверх, вперёд, опустить вниз, или присесть, встать, подняться на носки и т.д.). Неожиданно руководитель произносит: «День» или «Ночь». Упражнения можно проводить с музыкальным сопровождением. Каждый раз пойманные подсчитываются и отпускаются. Игра проводится несколько раз, после чего подсчитываются пойманные в каждой команде за одинаковое количество раз. Побеждает команда, поймавшая больше игроков. ПРАВИЛА ИГРЫ:
ИГРА «ДЕТИ И МЕДВЕДЬ» (Игра с музыкальным сопровождением) ОПИСАНИЕ ИГРЫ. В углу очерчивается «берлога медведя». В «берлоге» устанавливается скамейка. Выбирается «медведь». Он залезает в свою «берлогу» и ложится спать на скамейку. Остальные играющие, дети, разбегаются по всей площадке. Под плясовую мелодию дети бегают, прыгают, танцуют. С остановкой музыки застывают в различных позах. «Медведь» просыпается, встаёт и идёт искать «добычу». Того кто пошевелиться, медведь уводит к себе в берлогу. Пойманные дети садятся на скамейку и находятся там до конца игры. Игра продолжается до тех пор, пока медведь не заберёт 5-6 детей. После этого выбирается новый медведь из числа пойманных. Отмечается лучший медведь. ПРАВИЛА ИГРЫ:
ИГРА «ОБОЙДИ ФЛАЖКИ» В игре участвуют две команды по 6 человек. Перед каждой командой на расстоянии 1м друг от друга расположены 5 флажков. Первый игрок получает теннисную ракетку с шариком. Подбивая шарик ракеткой, он должен змейкой обойти все флажки, не сбив их и не уронив шарик, возвратиться и передать ракетку следующему участнику. Он проделывает то же самое. Побеждает та команда, которая первой и без ошибок пройдет эстафету. ИГРА «ЛИСОНЬКА, ГДЕ ТЫ?» Дети становятся в круг, ведущий в середине. Затем дети отворачиваются и закрывают глаза. В это время ведущий ходит по кругу и незаметно для ребят условленным прикосновением назначает лису, остальные – зайцы. По сигналу все поворачиваются и открывают глаза, но никто не знает, кто она, Лиса. Ведущий зовет первый раз: -Лисонька, где ты? Лиса не выдает себя. Так же во второй и в третий раз. На последний вопрос ведущего лиса отвечает: -Я здесь!- и бросается ловить зайцев. Зайца, присевшего на корточки ловить нельзя. Пойманные зайцы выходят из игры. На пятачке игры пересекаются многие педагогические проблемы. Это взаимоотношения педагога и воспитанников, личности и коллектива, дисциплина, эмоциональная атмосфера занятия, интерес к конкретному делу и к творческой деятельности вообще. Хотите решать эти проблемы? Давайте играть! |
|
|
© Domdettvor |