ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ КАЗИНО «ГОРЯЧИ КАЛАЧИ ИЗ РУССКОЙ ПЕЧИ», ПОСВЯЩЁННОЕ ДНЮ ЕДИНЕНИЯ НАРОДОВ БЕЛАРУСИ И РОССИИ (В ПОМОЩЬ ОРГАНИЗАТОРАМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ) ЦЕЛЬ:
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧА- ЩИХСЯ, ВОСПИТАНИЕ ИХ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ, ИЗУЧЕНИЕ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО ГОСТЕПРИИМСТВА. ОФОРМЛЕНИЕ: Зал замаскирован под старинную деревенскую горницу. В рус- ской печи румянятся высоченные хлебы. В зрительном зале ви - сит красочный плакат: «За хлебом да солью всякая шутка хороша».
ОБОРУДОВАНИЕ: ХОЗЯЙКА: Ух, устала, уморилась (Откладывает в сторону ухват. Поправляет платок, вытирает руки. Обращается к ребятам.) Небось, думаете что это она хлопочет? А знаете первый закон русского гостеприимста? – От души накормить гостей! То-то! Ко мне сейчас славные ребята пожалуют: бывалые, умные, а главное, старину любят. Кто такие? А вот сейчас узнаем! Это те, кто все препятствия одолевают, все загадки отгадывают. А давайте я и вам загадаю загадки. Для разминки. Скажите: что это такое? Не бык, а бодает, не ест, а хватает. Что схватит – отдаёт – снова в угол отойдёт. (Ответ) Правильно, ухват! А это что? Конь чёрен – в огне проворен. (Кочерга) ХОЗЯЙКА: Молодцы, быстро отгадали. Но эти загадки слишком просты по сравнению с теми, которые подготовлены для наших умников. Я конечно же, всей душой буду болеть за них, но боюсь, отгадают ли. А загадает их хозяйка интеллектуального казино Анна Ивановна. ХОЗЯЙКА: Добрый вечер тому, кто в этом дому! А пришла я не одна! Вместе со мной пришли знатоки, встречаем их! (Представляются участники) ХОЗЯЙКА: А ещё с нами пожаловал общественный наблюдатель, который будет следить за правильностью игры. (Представляется наблюдатель). ХОЗЯЙКА: Пришло время объявить правила игры: ХОЗЯЙКА: Ох и много в старину про хлеб поговорок сложили. Их и теперь все знают: «Хлеб всему голова», «Худ обед, коли хлеба нет», «Ешь щи с мясом, а нет – так хлеб с квасом»… Итак, вопрос о хлебе. Кто делает ставку? а) свекла; Б) репа; в) капуста. Внимание! Подсказываю: «Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостиком, а не мышь». Что это? Верно, репа. Кстати, крестьяне этот свой «хлеб второй» бережно хранили в свежем виде чуть ли не всю зиму. Скажу как. Не спеша, через две- три недели после снятия урожая, обрывали с репы зелень. Плоды укладывали в кадку из-под солёных огурцов или капусты. Но не валом валили. Прежде насыпали песок, потом аккуратно - слой репы и т. д. ХОЗЯЙКА: Вопрос про щи. а) крапивные; б) на рыбном отваре; В) пустые, т. е. без мяса. И верно, коли в пост-то и хлебай себе пустые щи на здоровье, а коли бедность на весь год, то как тут на щи не осерчать? ХОЗЯЙКА: Вопрос про каши. а) не менее 10; Б) более 20; в) более 50. Что же это за каши? Были каши царские, а были и просто крестьянские. Наверное, слыхали про тюрю? Самая крестьянская пища. Приготовить её проще простого. Взять квас, можно молочную сыворотку или родниковую воду. Покрошить туда зачерствевший хлеб, луковицу, добавить растительного масла, соли… Вот собственно и всё. И такая еда была просто незаменима в сенокосную пору. Настоящая государственная каша. Вот! ХОЗЯЙКА: Вопрос о правилах этикета в гостях. а) культурно раскрыть двери настежь; б) спеть отходную песню: что-то вроде колыбельной; В) выдать на прощание пряник «разгоняй». Правда, хорош обычай, когда с пряником провожают? Вежливее как-то. Оно и понятно, в старину гость был свят и неприкосновенен. Обидеть гостя считали за верх неприличия. Тут свой чин, своя культура. О счастливом гостеприимстве говорилось ещё в Ветхом Завете. Старец Авраам со своей женой принял в свой шатёр трёх путников, упокоил их. И получил за то благословение. Ведь под видом путников он принял самого Бога. ХОЗЯЙКА: Вопрос о русских праздниках. а) Троица; б) Пасха; В) Масленица Масленица - один из самых весёлых народных праздников. Это к ней, к Масленице, лучше всего шла такая поговорка: «Красна изба не углами, а пирогами». И, верно, тут даже бедняк гулял на широкую ногу. Недаром и по сей день, как услышим: «Живёт, что сыр в масле катается», или ещё: «Не житьё, а Масленица»- сразу понимаем, о чём речь. ХОЗЯЙКА: Вопрос о народных гуляниях. а) гуляние на Новый год; б) на осенний праздник урожая; В) на Масленицу. Ох и широка, ох и безудержна русская Масленица. По народному словцу ведь так и выходило, что «Ели до икоты, пили до перхоты, плясали до упаду». «Как же так?»- спросите вы. Церковь ведь наказала в масляную (сырную) неделю, как предшественницу сурового поста, всяческое воздержание. И нельзя уж тут, например, брать в рот кусочка мясной пищи… Представим-ка на минуту жизнерадостный и весёлый народ, он полон сил, это целый год, нет, даже целая страна, миллионы людей. И всех до единого ждёт суровый семинедельный пост… И тут, кажется, лучше в него, как в холодную воду с разбегу и разом! Ну что, теперь понятнее? ХОЗЯЙКА: Вопрос о гаданиях. Кто делает ставку? а) 5; Б) 6; в) 7; ХОЗЯЙКА: Вопрос о Масленице. Кто делает ставку? а) заигрыш; б) золовкины посиделки; В) прощёный день. Молодец! Ещё говорят - прощёное воскресенье. Выходит так: если в этот день всем простишь, то и тебе всё простится, а нет, то так и останешься с камнем на сердце. Какое ж тут покаяние с камнем – то? Как тогда твоя просьба на небе услышится? Как отзовётся? Да никак! Ну что, ребятки дорогие, как загадки мои вас не уморили. Пора и отдохнуть чуток. (Исполняется песня «Конфетки, бараночки») ХОЗЯЙКА: Отдохнули. А теперь снова в путь. Следующий вопрос о художниках и их творчестве. Кто делает ставку? А) Масленица; б) Рождество; в) Новолетие. ХОЗЯЙКА: Вопрос о народных обычаях. Кто делает ставку? а) на Иванов день; Б) на Рождество; в) на Пасху. Ещё и сегодня в музеях можно увидеть то, без чего в деревнях не мыслились настоящие колядки, переносной деревянный «вертеп». Это такой ящик с куклами. С помощью этих кукол на Рождество колядовщики представляли одну и ту же трогательную историю из Евангелия про то, как Мария и Иосиф пришли в Вифлием. И там, не найдя, места, усталые и продрогшие, вынуждены были приютиться на ночь в горной пещере. Туда пастухи в ненастную погоду сгоняли овец. И вот здесь, в этом «вертепе», ночью родился младенец Христос. И к нему на поклон пришли мудрые волхвы со своими дарами, и ему пели ангелы… А в городе все спали и ничего не ведали… ХОЗЯЙКА: Вопрос о традициях колядования. Кто делает ставку? Осиновый гроб, Кол на могилу, Ободрану кобылу… а) когда добрые ребята кого-то хотели напугать; б) ни при каких обстоятельствах, это звучит неприлично; В) если хозяева обидят – обнесут угощением. ХОЗЯЙКА: Вопрос о музыкальных инструментах. Кто делает ставку? А) колокол; б) пастушья дудка; в) гусли. Хоть и тяжёл хромовый колокол, но всегда интересен. У каждого свой яркий и неповторимый голос. Сочетание же основных и побочных тонов нередко даёт тут сложнейший гармонический ряд, который , можно сказать, подобен звучанию целого оркестра. Иные знатоки даже утверждают, что колокола не просто мелодичны, они ещё и говорливы. Их надо только уметь слушать. На благовест они выговаривают следующее: «Мы идём в Божий дом, мы идём в Божий дом…», а в трезвон- «Блин- блин- блин, полблина- полблина…» Не верите? Пойдите, послушайте сами. Да что там, звонари Яковлевского монастыря в Ростове Великом уже давно заметили, что их колокола не гудят абы как, а напевают: Чем, чем, чем Наш казначей занимается? Пу-н-ш пьёт, пу-н-ш пьёт, Пу-н-ш пьёт… Впрочем, это может быть и байка. А вот, если всерьёз, те же самые ростовские колокола запросто вызванивали «Господи, помилуй», «Святый Боже» и т. д. На Пасху же, когда каждый мог влезть на колокольню и отвести душу, нередко звучала «Барыня» или «Комаринская»… Это ли не мелодии, это ли не музыка? В начале века колокола вдруг стали предметом изучения музыковедов. «Самым благозвучным в России» вскоре был назван колокол звенигородского Саввино - Сторожевского монастыря. ХОЗЯЙКА: А сейчас поговорим о русских свадьбах. Кто делает ставку?
а) весна; б) лето; В) зима. Крестьяне только зимой и освобождались от всевозможных сезонных работ. На печи-то скучно сидеть. Как зимушку скоротать? Надо весёлые свадебки играть. Справедливо говорилось про лето, что все в заботах, «летом день год кормит». Зима-иное дело. На полных амбарах да на сытое брюхо и мысли другие! ХОЗЯЙКА: Вопрос о предсвадебных церемониях. Кто делает ставку а) богатого зятя; б) свекровь; В) сваху. И верно - сваху! Ведь она поведёт дело. От неё всё зависит. Если в дому невесты она не услышит обидное: «У нас товар не продажный», считайте, сватовство удалось. Далее пустяки: смотрины, сговор, венчание, веселие… А там, глядишь, и детки побежали! Так-то! ХОЗЯЙКА: Вопрос о послесвадебных традициях. Кто делает ставку? а) кота или кошку (на счастье); Б) родительское благословение; В) сундук с приданым. Молодцы! И благословение, и приданое! А вот ещё что? Ну, это вы сами догадаетесь из слов старинной песни, которую исполняла невеста перед свадьбой: Не жаль мне золота, Не жаль мне серебра. Жаль одного: Девичьей красы Да русской косы… ХОЗЯЙКА: Вот и закончилась наша игра, а «умов» у вас сколько! Осталось под- считать «Умы» и наградить победителя. (Подведение итогов) |
|
|
© Domdettvor |