ТУРНИР ЗНАТОКОВ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИМВОЛИКИ 

(ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ)

ТУРНИР ЗНАТОКОВ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИМВОЛИКИ

(ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: воспитание патриотизма и гражданственности ребят;

                                  популяризация государственных символов Республики     Беларусь - флага, герба , гимна ; изучение истории государственных символов Республики Беларусь, их исторической сущности и значения в различные периоды истории.

 

                                  Звучит мелодия песни «С чего начинается Родина?»

                                  На фоне музыки читается стихотворение:

                                  Родина, суровая и милая,

                                  Помнит те жестокие бои!

                                  Вырастают рощи над могилами,

                                  Славят жизнь по рощам соловьи.

                                  Что грозы железная мелодия,

                                  Радость или горькая нужда?!

                                  Всё проходит, остаётся Родина,

                                  Та, что не изменит никогда.

                                  С ней живут,

                                  Любя, страдая, радуясь,

                                                Падая и поднимаясь ввысь,

                                  Над грозою торжествует радуга,

                                  Над бедою торжествует жизнь!

                                  Медленно история листается.

                                  Летописный тяжелеет слог.

                                  Всё стареет! Родина не старится.

                                  Не пускает старость за порог.

                                  И ещё немало будет пройдено,

                                  Коль зовут в грядущее пути.

                                  Но святей и чище чувства Родины

                                  Людям никогда не обрести.

                                  С этим чувством человек рождается,

                                  С ним живёт и умирает с ним.

                                  Всё пройдёт, а Родина - останется,

                                  Если мы то чувство сохраним.

ВЕДУЩИЙ: Добрый вечер, дорогие ребята! Добрый вечер, уважаемые  педагоги и гости. Я рада приветствовать всех вас на нашем сегодняшнем вечере- турнире знатоков государственной символики. А зовётся наше государство Республикой Беларусь. Здесь мы выросли, здесь живём и, конечно же, все мы желаем своей стране  долгих лет мира, спокойствия и процветания.

                      (Звучит государственный гимн Республики Беларусь)

ВЕДУЩИЙ: В сегодняшнем турнире принимают участие представители шести кружков. Под номером 1 выступает Бежков Сергей

                      (кружок «Рисунок и живопись»), номер 2 – Шаблинская Елена (кружок «Умелые руки»), номер 3- Ковалевич Лилия (кружок соломоплетения), номер 4- Ходонович Ирина (кружок кройки и шитья), номер 5- Леончик Андрей (кружок «Картинговый)    

                      Жюри возглавляет методист  Дома творчества Ковалевич              Светлана Георгиевна. В состав жюри также входят Вежновец Нина Владимировна- руководитель кружка вязания и Дробова Анна Ивановна – культорганизатор Дома детского творчества.

                       ВЕДУЩИЙ: Мы живём в независимом государстве. А вот нашим предкам приходилось отстаивать свободу и независимость  от многочисленных врагов. В жестоких битвах нужно было чётко различать своих воинов и непрошеных пришельцев.

                      Предки белорусов пользовались округлыми щитами, окрашенными в красный цвет, носили белые льняные рубахи и предпочитали копья и боевые топоры.

                      Необходимость обозначить свои полки, отделить их от вражеских и одновременно устрашить врагов и ободрить своих воинов привела постепенно к созданию флага, а украшенный разными «счастливыми приметами» или «знаками судьбы» щит знаменитого воина преобразовался со временем в герб.

                      Итак, я объявляю первый тур «Разминка». Условия таковы.

                      Все участники получают лист бумаги, предварительно разделённый на три части: в первой написаны слова- термины, во второй- слова «Мы думали не всегда правильно» (в данной графе написаны как правильные, так и неверные значения терминов первой графы). Последняя графа пустая. В ней написано слово «оказалось». В течение 2 минут вам нужно в этой графе  записать номер правильного ответа.

                      За каждый правильный ответ участник получает 1 балл.

                      В результате высший балл – 7.               

 ВЕДУЩИЙ: Пока жюри работаем мы с вами поговорим о гербе и флаге нашего посёлка.

                      Проводится рассказ- эстафета « Герб и флаг городского посёлка Октябрьский» со зрителями. Зрители поочерёдно рассказывают известные им сведения по заданной теме. Ведущий в определённый момент останавливает очередного игрока и передаёт слово другому.

                               ( Приложение 1)

ВЕДУЩИЙ: Обещала вечеринка,

                      Заглянуть как свет во двор…

                      У зачина есть начинка-

                      Красна нитка в разговор.

                      Как когда-то в век старинный,

                      И в недавние года:

                      Начинаем викторину

                      Типа «Что? Где? Когда?»

                      Итак, тур второй «Что? Где? Когда?»

ВЕДУЩИЙ: Внимание! Слушаем правила этого тура.

                                              ПРАВИЛА:

 

                   1. Участникам для ответов понадобятся бланки в количестве 20 штук (размер одного бланка 1: 16  листа формата А 4).

                   2. Бланк ответа оформлен следующим образом: в левом верхнем углу вписан игровой номер участника - например, № 3, в правом верхнем углу - номер вопроса - например В 10.

                    3. Вопрос читается один раз.

                    4. После окончания чтения вопроса подаётся команда «Время!» и начинается отсчёт времени.

                    5. Через 50 секунд ведущий произносит: «Десять секунд», участники приступают к записи ответа.

                    6. По истечении минуты(60 секунд) ассистент начинает сбор ответов.

                    7.  Жюри засчитывает ответы строго в соответствии с указанными в вопросе критериями.

 

ВОПРОСЫ: 1. В 1913 году «Наша нива» писала, что во всех губерниях  Российской Империи, считая Черниговскую, Тверскую, Ковенскую, Псковскую, Калужскую и Орловскую, их 8 миллионов 317 тысяч. О ком шла речь?

                      Ответ: о беларусах.

                      2. Государственными символами Республики Беларусь являются… Назовите их.

                      Ответ: герб, флаг и гимн

                      3. Когда была утверждена современная государственная символика?

                      Ответ: 7 июня 1995 г.

                      4. Пентаграмма, изображённая на гербе - древний символ человека как космического существа. Вместе с тем  это знак  охраны и безопасности, символ верного пути и высоких стремлений. Что это за пентаграмма?

                      Ответ: пятиконечная звезда.

                      5. В 1995 году по воле народа на ЭТОМ стало больше красного, появилось зелёное, а белое стало основой для пяти ромбов. А сейчас ответьте, в каком месяце отмечается государственный праздник ЭТОГО?

                      Ответ: в мае.

                      Комментарий: речь идёт о флаге Республики Беларусь; праздник государственного флага и герба - второе воскресенье мая.

                              Страна моя родная, Беларусь,

                               Пусть над тобой всегда свободно реет

                      Наш флаг, в котором радостно слились

                      Цвета, которые нам всех милее

                      Зелёный цвет полей, лугов, лесов,

                      И красный цвет- цвет жизни и надежды,

                      И белый цвет, как символ всех веков,

                      Хранящих в сердце и любовь и верность.

                      6. Каково отношение ширины флага к его длине?

                                Ответ: 1: 2

                      7. Филологи, споря о названии этого города, выводят его то от украинского «гомок»- «бугор», то от славянского «гом»- «холм», то от персидского « кам»- «ущелье», то от кавказского «кам»- «овраг». Но больше всего похоже на истину значение, найденное в одном из индоевропейских языков -« возвышенность над ложбиной». Назовите эту «возвышенность над ложбиной» так, как её принято называть сегодня!

                      Ответ: Гомель.

                               8. Минск-Богоматерь с ангелами, Гродно- олень через плетень, Витебск- голова и меч . А Гомель?

                      Ответ: рысь(речь о гербах)

                      9.Мы с вами живём в прекрасном уголке Беларуси. Герб г. п. Октябрьский представляет собой «испанский» щит, поделённый вертикально надвое. В геральдическом правом( левом от зрителя) золотом поле расположены…Что там расположено ?

                               Ответ: три красные белки.

 

Ответ: красный и жёлтый.

 

Ответ: клятва, законы,  права, гимн, эмблема.

(Исполняется гимн Дома творчества) ( Приложение )

                             (Подводятся итоги двух туров.)

ВЕДУЩИЙ: Каждый город  нашей страны имеет свой герб. Этому мы посвящаем следующий  третий тур. А называется  он – третий лишний. Вам раздадут пакетики с тремя гербами: один из них не подписан, а два подписаны. Два герба могут составить пару, а третий лишний. Ваша задача определить герб какого горада у вас не подписан, найти лишний герб и обосновать свой ответ. Если вы всё это сделаете то получите 5 баллов.

                    ( Ответ: В пакетиках не подписаны гербы областных городов, подписаны гербы райцентров, один из которых расположен в данной области. Лишним является герб райцентра, который расположен в другой области.

                    Пакет № 1: гербы Минска, Вилейки, Рогачёва;

                    Пакет № 2: гербы Гомеля, г.п. Октябрьский, Волковыска;

                    Пакет № 3: гербы Могилёва, Шклова, Мозыря;

                    Пакет № 4: гербы Витебска, Полоцка, Солигорска;

                    Пакет № 5: гербы Гродно, Лиды, Солигорска.

                    Пакет № 6: гербы Бреста, Пинска, Слуцка.)

                    (Приложение ) (Подводятся итоги третьего тура.)

ВЕДУЩИЙ: Государственный гимн в своей музыке и тексте выражает идеологические устои государства, его историю и устройство, цели и принципы. Объявляется четвёртый тур « Сложи  гимн»

                            Вам раздадут пакетики с текстом гимна, разрезанного на полоски по две строчки. Вам нужно сложить текст гимна, а затем прочесть его.  Оценивается быстрота, правильность и художественное чтение. Высшая оценка 5 баллов.

                             (Приложение) (Подведение итогов, награждение)

ВЕДУЩИЙ: Беларусь ты моя синеокая.

                     Край лесов и болот, дивный край!

                     Твои реки, озёра глубокие

                     Тихо шепчут мне: не забывай!

                      Невозможно забыть тебя, милая.

                      Коль не вместе мы - на сердце грусть.

                      Не печалься, моя белокрылая.

                      Ты одна у меня, Беларусь…

 

СЦЕНАРИЙ РАЗРАБОТАЛА КУЛЬТОРГАНИЗАТОР ДРОБОВА А. И.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Рекомендации по использованию государственной символики в учреждениях образования. Зборнiк нарматыуных дакументау Мiнiстэрства адукацыi РБ, красавiк 2004 .

© Domdettvor

Бесплатный хостинг uCoz